Георгиевская межрайонная прокуратура Адрес: 357820, город Георгиевск, ул. Калинина, 14 Телефон: (87951) 5-00-21
Главная
Порядок использования водных объектов 04.05.2017

С наступлением благоприятного климатического сезона граждане предпочитают отдыхать в непосредственной близости к водоёмам. Пользуясь этим, другие – в нарушение закона пытаются обогатиться.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без применения механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Учитывая изложенное, прокуратура информирует, что физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе взимать плату за проход к зонам традиционного отдыха граждан.

Несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет ответственность по статье 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) для граждан до 5 тысяч рублей; для должностных лиц и предпринимателей - до 50 тысяч рублей; для юридических лиц - до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть приостановлена на такой же срок.

Согласно статям 3, 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, федеральными законами.

В этой связи незаконными являются также требования по уплате денежных средств не только за проход, но и за проезд на земельные участки и прилегающие водные объекты, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, право пользования которыми не передано лицам, взимающим плату с граждан.

Ответственность за такие действия наступает по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самоуправство) в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Следует помнить, что граждане, пытающиеся подъехать поближе к водоемам на личном транспорте, также нарушают закон.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища устанавливается в размере 50 метров. Водоохранная зона рек или ручьев протяженностью до 10 км устанавливается в размере 50 метров; до 50 км - в размере 100 метров; более 50 км - 200 метров.

Следовательно, в случае отсутствия стоянки с твердым покрытием либо специально оборудованной дороги, движение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохраной зоны запрещена.

За нарушение данных требований законодателем установлена ответственность по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 до 4,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 8 до 12 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 400 тысяч рублей.

По фактам взимания денежных средств за проход граждан к водным объектам следует обращаться с заявлениями в органы внутренних дел (полицию) на соответствующих территориях края.

Туда же граждане вправе обратиться и в случаях самоуправных действий по ограничению проезда транспортных средств (если только земельный участок не используется на законных основаниях и на нем отсутствует специально оборудованные стоянки).

Следует отметить, что сравнительно недавно законодатель расширил круг охраняемых законом объектов в области охраны окружающей среды и природопользования, повысил степень их защищенности от противоправных посягательств.

Кодекс об административных правонарушениях в конце 2013 года дополнен новой статьёй 8.12.1, предусматривающей ответственность за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.